greenadine: (Default)
[personal profile] greenadine
После отпуска вернулся к Histoire mondiale de la propagande de 1933 à 1945. Глава "Великобритания".
По нынешней аналогии с белым и чёрным PR, они разделяют белую и чёрную пропаганду. Белая - это подчёркивание существующих фактов, своих побед и чужих поражений. Чёрная - генерация совершенно не имеющих к действительности "фактов". Естественно, вторая - гораздо интереснее :-)

Англичане открыли радиостанцию Soldatensender, расположенную в Великобритании, но выдававшую себя за немецкую. Работали на ней люди, прекрасно владевшие немецким языком и хорошо знавшие немецкую культуру. Стиль имитировал немецкие радиостанции: каждый час речь фюрера, весь день военные марши, каждое упоминание Черчиля сопровождается матом и т.п. При этом даже все новости передирались у официальных станций, но в них добавляли "незначительные детали".

Например, сообщается о рейде RAF, разбомбившем город N. При этом фюрер распорядился выдать всем пострадавшим денежное пособие, взрослым паёк, детям - конфеты. Радиостанция Soldatensender добавляет (совершенная правда), что в этом городе военный завод, и (ложь) что в паёк заложены специальные витамины, позволящие работать больше, а спать меньше - всё равно, мол, спать им негде.

Другой пример: после (верного) списка разбомблённых улиц некоторого города сообщается (ложь), что всем солдатам, проживавшим там, предоставляется увольнительная на неделю - проведать родных.

После собщений (правда) о тяготах немецких солдат на русском фронте сообщается (ложь - не ложь, но в официальных СМИ этого не было), что тёплая одежда не дошла туда из-за коррумпированных партийных боссов, в отношении которых ведётся следствие.

Но была не только радиостанция.
Матерям убитых солдат (списки зачитывались по радио) писали фальшивые письма от "однополчан". Например, о том, что сына её видели в Швеции, куда он дезертировал. "Слава Богу, не умер", думает мать, дезертирство непроизольно ассоциируется с благом, затем новостью делятся с соседями, соседями соседей - глядишь, в итоге кто и дезертирует.
Или, скажем, умер солдат в тыловом госпитале. Тело отправлено домой, но параллельно приходит письмо от "лежавшего на соседней койке". Сын Ваш, мол, про Вас только и говорил, и просил передать Вам золотой крестик (или ещё что). Поскольку по почте такие вещи не посылают, крестик отдали местному партийному боссу, он передаст.
А то и письмо с "ужасной правдой", что сын не умер, а "лечение его было признано нецелесообразным", и чтобы освободить койку для перспективных раненых, ему сделали укол...

Распространялись слухи. Один из самых успешных - об американском фосфорном снаряде, прожигающим любую броню (напомнило дневник человека, пережившего осень-зиму 1941 года в Москве, где в очередях тоже рассказывали о чудесной пушке, называли имя создателя, производящие заводы и (вот это уже наше, русское) хаяли правительство, неспособное эффективно подвести их к Москве). Сила этих слухов была такова, что когда американские войска атаковали Шербург в 1944 году, выполнявший приказ Гитлера "сражаться до последнего человека" командир немецкого гарнизона генерал фон Шибен дал понять союзникам, что капитуляция возможна. Но только при условии применения фосфорных снарядов (от которых защиту так и не создали), тогда, мол, у него не останется другого выбора. Американские офицеры с умным видом покивали, на следующий день запустили в направлении немецкого штаба парой простых зажигательных - шербургский гарнизон сдался.

Иногда случалась лажа. Осенью 1942 года, пытаясь оттянуть немцев с восточного фронта, англичане распустили слух о близящейся высадке. Участники Сопротивления организовали эвакуацию населения с атлантического побережья Франции...
Проблема в том, что высадка даже не предвиделась, что сильно снизило мораль как французов, так и бывших в курсе русских.

Одним словом, я согласен с процитированно фразой некоего Sydney Rogerson: "Если пропаганда похожа на пропаганду - это третьесортная пропаганда".

На закуску - Чарли Чаплин со своим "Диктатором". И вдохновившие его музы. Найдите десять отличий.

Image hosted by Photobucket.com

Image hosted by Photobucket.com

Date: 2004-09-11 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Да, это была эпоха успешной пропаганды. Успешных пропаганд. Повсюду. Создавались замечательные технологии, и они работали.
С тех пор что-то произошло. Что именно, надо долго исследовать, поскольку это явно связано с сильным усложнением внутриобщественных связей, а разбирается ли кто в них сейчас, я не знаю. Но эффективно - появился иммунитет.
Он, конечно, появился и к "хорошей" пропаганде, и к "белому пиару". Но и к черному, и к самому нынче распространенному, желтому.
Мне кажется, что часть проблемы с мусульманским миром сейчас - это что, видимо, они переживают именно эту, предыдущую стадию.
Для нас же сейчас интереснее не пиар, а миф о пиаре.

Date: 2004-09-11 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
Но эффективно - появился иммунитет.

Kak to ja w etom ne uweren :(
To chto propaganda podaetsja na "meta" urowne, ne oznachaet chto ona ne rabotaet.

Date: 2004-09-11 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну я же не говорю, что полный иммунитет. Кстати, в Америке он, мне кажется, меньше - не потому ли, что не было такой напряженной пропаганды в 30е и 40е?
Я говорю в нулевом приближении. Ну вот представить себе, что появляется сейчас в Италии второй Муссолини и начинает пропаганду... Смешно. Сейчас - Берлускони, и он легко может слететь.
А что пропаганда работает... Какая? Где? Всеохватно, как тогда - нигде.
Это и называется иммунитет: болеешь, но в легкой форме.

Date: 2004-09-11 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Да-да. Хорошее сравнение с имуунитетом: эффект в принципе есть, но масштаб принципиально не тот.

Date: 2004-09-17 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] prokofyev.livejournal.com
Есть мнение, и оно высказывается, например, в книге Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" (http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm), что СССР распался в результате широкомасштабной кампании, использующей в том числе и дезинформацию. Если стать на эту точку зрения, об иммунитете говорить не приходится.

Date: 2004-09-20 01:13 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Рад тебя видеть :-)

По поводу Кара-Мурзы есть тоже много противоречивых мнений... Если честно, я его как-то серьезно не рассматриваю как источник.
Поводов развала у СССР было предостаточно и без этого.

К тому же, Бегемот говорит о появлении иммунитета в современном обществе, которое имеет возможность слушать разные точки зрения, количество которых увеличивается с каждым днем. Тоже неприменимо к советскому, легко манипулируемому.

Date: 2004-09-20 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] prokofyev.livejournal.com
Угадай, что со мной случилось за лето? Я женился! Вот что с людьми делает отсутствие Инета. :)

Читал в последствие в ЖЖ, что ты был проездом в Москве, но мы сами тогда еще отдыхали в Крыму, так что пересечься шансов не было. Кстати, классная у вас серия фоток из Армении!

Date: 2004-09-20 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Саня, ты все искал повод, достойный, чтобы им начать ЖЖ. Свадьба? Напиши, "кто счастливая"?

Date: 2004-09-11 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] nale.livejournal.com
Я вот тоже думаю - не факт, что иммунитет появился. Успешная пропаганда не осознается как таковая, пока ее не разоблачат и не покажут пальцем. Некачественную пропаганду люди отбраковывают, а качественную - съедают и не замечают. В посте - о том же говорится: "Одним словом, я согласен с процитированно фразой некоего Sydney Rogerson: 'Если пропаганда похожа на пропаганду - это третьесортная пропаганда.'", только и всего.

Date: 2004-09-11 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну да. "Успешная пропаганда не осознается как таковая, пока ее не разоблачат и не покажут пальцем". Верно. Теперь вопрос: кто "разоблачал и тыкал пальцем" в те времена? И какой доступ был у объекта (субъекта?) воздействия к этому разоблачению? Точек зрения было две, ну может три. Средства сообщения были: радиоприемник и газета, плюс иногда митинги всякие. Гавкалка на столбе.
Посмотрите сейчас - сколько точек зрения? Сколько народу, столько и точек. Страсть разоблачать у каждого, удержу нет. В Интернете уж точно всякий ходит смотреть, что враги пишут. Те, кто без Интернета - но их все меньше, и быстро! - те, конечно, подверженнее. Телевизор появился, он куда сильнее приемника (из всех искусств...), критичность по отношению к зрительному образу гораздо меньше. И все-таки даже человек без Интернета слышит разное. Может быть, он и верит "качественной" пропаганде, но у него где-то сидит информация, которая может в один прекрасный момент перевернуть его точки зрения.
Remark. Я отнюдь не хочу сказать, что человек в нынешнем мире разумнее принимает точку зрения. Об этом можно диссертации писать, и с разными выводами. Я хочу сказать, что его труднее сделать похожим на русского или немца конца 30х или на северокорейца или исламского фанатика теперь.

Date: 2004-09-11 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] sasmok.livejournal.com
>>Я хочу сказать, что его труднее сделать похожим на русского или немца конца 30х или на северокорейца или исламского фанатика теперь

верно, конечно, но толпа остается толпой.

Date: 2004-09-11 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Не совсем. Разнообразие поведения больше. Тут, по крайней мере. Да и в России тоже. Нам может не нравиться представленный набор поведений, в смысле нехватки того, которое хотелось бы увидеть (каждому своё), но он все равно больше.

Date: 2004-09-11 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nale.livejournal.com
Да, сейчас точек зрения и источников информации больше - но это для тех, кто умеет и хочет анализировать, а мы в данном случае, ИМХО - не показатель. Вот ниже сказали про "толпу" - она, боюсь, никуда не делась и не денется. Не то, чтобы мне хотелось (и удалось) от нее решительно отмежеваться :-)) и попытаться доказать, что у меня, мол, семь пядей во лбу, а остальные - несчастные жертвы пропаганды; просто тех, кто такими вопросами не задается и плывет по течению, всегда больше.

Еще: что значит - все меньше тех, кто без Интернета? Берем Россию на 2002 год (свежее в Яндексе навскидку ничего не нашлось): пользователей инета 8% населения или 8,8 млн человек (http://bd.fom.ru/reports/frames/o0209241.html). Как-то негусто. Остальные потребляли каких-нибудь три-четыре канала ТВ (исключаем чисто обучающие или развлекательные, т.к. речь у нас о политической пропаганде), две-три газеты по вкусу (в массе по многу разных газет скорее всего читает мало кто) - вот и все источники новостей.

В общем, I see your point; сойдемся на том, что - да, теперь мозги промывать труднее, но все равно можно, если браться за дело умеючи.

Date: 2014-05-29 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Ну да. "Успешная пропаганда не осознается как таковая, пока ее не разоблачат и не покажут пальцем"

Напомню - ведомство, которым заведовал Геббельc, так и называлось - "министерство культуры и пропаганды".

И сам Геббельс понаписал довольно много статей о пропаганде.

Тогда пальцем именно что показывали - пропаганда не скрывалась. Это какой-то нынешний задвиг, что пропаганда - это ложь и "плохо". Неверный кстати совершенно. Хорошая пропаганда не лжет. Потому разоблачать в ней тоже нечего.

Date: 2004-09-11 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] sasmok.livejournal.com
смотря что подразуевать под "иммунитетом". просто ловлю себя на мысли, что чаще и чаще воспринимаю любую (почти) информацию как "чью-то точку зрения", а не аксиому.

Date: 2004-09-11 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
"чаще и чаще воспринимаю любую (почти) информацию как "чью-то точку зрения", а не аксиому."

Согласна. Ведь нет никакой возможности проверить!

Date: 2004-09-11 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
А это - большой шаг от пропаганды!
В частности именно потому, почему Бегемот пишет - точек зрения доступно столько, что как-то глупо считать одну из них - идеальной и верной.

Хотя и ты права в том, что всё это не о толпе...

Date: 2014-05-22 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Бегемот, смотри, на какой прекрасный (твой!) комментарий я тут наткнулся. Вот уж, действительно, расскажи богу о своих планах, пускай он посмеётся.

Date: 2014-05-27 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Да уж...

Date: 2014-05-29 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yuriyag.livejournal.com
Зелёный, ты меня поражаешь. Пишешь такие очерки (спасибо кстати, было очень интересно), а потом не видишь опасности в киселёвском тв, которое во многом ответственно за то, что происходит.

Date: 2004-09-11 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
В Англии во время войны разрабатывались не только методы пропаганды, но и методы дезориентации противника. Мой отец прочел в каких-то военных английских воспоминаниях о том, как пытались дать понять немецкому командованию, что высадка планируется в Сардинии. Подробностей не помню, к тому же сама не читала, но суть была в том, что к берегам Африки подбросили труп погибшего английского офицера, при котором было личное письмо от высокопоставленного английского командующего к высокопоставленному американскому командующему. В письме, среди прочего, говорилось, что еда по карточкам терпимая, но иногда вкусненького хочется, вот бы сардинок прислали к Новому Году.
В скобках: а ведь высокопоставленные англичане и вправду жили по карточкам, как и все остальные!

Date: 2004-09-11 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
История с дезинформацией известная, но про письмо с сардинками - то круто :-)

Nashel otlichie !

Date: 2004-09-11 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] a-v.livejournal.com
Na pervoi fotografii sprava ot shofera - Stirlitz!

Браво!

Date: 2004-09-11 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Отличие в том, что к Гитлеру он тоже подсел, но в кадр не попал, да?

Re: Браво!

Date: 2004-09-11 11:31 pm (UTC)
From: [identity profile] a-v.livejournal.com
Eto ne on. Uxo ne to, shapka ne ta.
From: [identity profile] kucha-mala.livejournal.com
В Бонне, года с 3-4 назад проходила выставка, "Правда и ложь фотографии", кажется так называлась, так вот там очень много было представлено реальных примеров фотографий как Великой Отечественной войны, так и нашего времени, которые, в зависимости от надобности, немного, а то и достаточно сильно, видоизменены были. К этой выставке и книга выпущена была, но не знаю, можно ли купить её в свободной продаже.
А так, очень интересная тема!
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Спасибо, по ссылке гениальный пример обработки фотографии с получением противоположного смысла :-)

Date: 2014-05-29 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] uman.livejournal.com
Мне это напомнило об истории, поведанной Сахаровым во время Съезда Народных Депутатов, о том что советские войска расстреливали попавших в окружение бойцов с вертолетов.

Profile

greenadine: (Default)
greenadine

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
141516 17181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 11th, 2026 09:03 am
Powered by Dreamwidth Studios