greenadine: (Default)
[personal profile] greenadine
Предлагают провести однодневное занятие с 20 французами, которые будут работать с русскими над совместным промышленным проектом. Благодаря занятию, они должны лучше понять историю, культуру, методы работы и улучшить общение.
Занятие уже через 2 недели, так что я, похоже, не успеваю подготовиться, и, кроме того, у меня самой нет опыта работы в России. Я уже планировала отказаться, но что-то меня удержало.
Может, вы мне чего-нибудь такое крутое посоветуете, что я осознаю скрытые резервы и возмусь? О чём бы вы говорили на таком занятии?

Update: Уже нашли человека. Но на будущее интересно, так что комментарии принимаются.

Date: 2005-08-31 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] catpad.livejournal.com
Показать серий 10 "Намедни" с переводом.

Date: 2005-08-31 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Это хорошо как культурный контекст, но, думаю, им нужны конкретные советы, как себя вести на собраниях и встречах, и вобще в работе с русскими, вот эта часть меня и настораживает :-)

Date: 2005-08-31 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Кстати, давно хотел перевести...

Date: 2005-08-31 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Тут, конечно, поколенческие вопросы немаловажны. Но общий совет - учить грамотно пить и говорить тосты. Грамотно пить - это значит закусывая, желательно предварительно, желательно чем-нибудь жирным. Говорить тосты - об этом своих учителей начинают просить все иностранцы после первого же визита в Россию.
К чему им надо быть готовым: к любым проявлениям сексизма, лукизма, национализма, гомофобии и других измов. К шуткам непристойного свойства. К шуткам, которые будут абсолютно непонятны, потому что их невозможно перевести. Посоветовать им быть максимально внимательным к переводчикам, потому что русские об этом часто забывают. Посоветовать им не слишком доверять переводчикам, потому что они очень редко бывают достаточно квалифицированные (впрочем, это становится быстро понятно). Объяснить, что у русских крайне болезненное отношение к иностранцам, которые приезжают их "учить", и что к этой психологической травме надо относиться сочувственно. Объяснить, что деловой этикет требует поднесения подарков, хотя бы символических. Что скупость воспринимается как тяжелый порок. Что разговоры о деньгах - в личном, а не деловом контексте - считаются дурным тоном (впрочем, возможно, среди нефтяных баронов все наоборот).

Ну и много еще чего, конечно. А про l'histoire и la culture, по-моему, не стоит и стараться: что там можно за день рассказать.

Очень интересное задание на самом деле, очень. Завидую вам.

Date: 2005-08-31 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Чудесные советы, то что нужно. Большущее спасибо. Я уже перебрала в уме французов, работавших с Россией и думаю, что возьмусь, предварительно их опросив. Смешно, конечно, учить правильно пить, учитывая, что я сама ни разу водки не пила в жизны, не считая столовой ложки, смещанной с медом, которой меня пытались лечить от простуды в горах... :-)

"Посоветовать им быть максимально внимательным к переводчикам, потому что русские об этом часто забывают." - Это имеется в виду, к личности переводчика, благодарить его и т.п.?

У французов разговоры о деньгах тоже считаются дурным тоном, вернее, не о деньгах, а о зарплате. А сколько что стоило, сколько на что потратили, об этом вполне можно говорить и с французами, и с русскими, по-моему, нет? В плане поделиться выгодной информацией?

Date: 2005-08-31 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
Не столько к личности, сколько к работе переводчика: ждать, пока переведет, помогать, если не справляется или не понимает, объяснять, если что-то особенно сложное надо перевести. Поменьше говорить во время еды: переводчику почти никогда не удается поесть.

Про французские привычки в разговорах о деньгах ничего не знаю, но у англосаксов шутки на эту тему распространены, и русских часто шокируют. Я помню, как-то в Нью-Йорке я сидел в кафе над картой, и какой-то приятный молодой человек подошел, спросил, что меня интересует, и минут десять объяснял мне, что в Нью-Йорке стоит посмотреть, куда ходить не надо, и как лучше проехать. Уходя, пошутил: "I should have charged you for that". Я имею в виду вот такого рода вещи. Возможно, у французов этого и нет.

Date: 2005-08-31 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Мне казалось, подобным образом и в России шутят: "С тебя 5 рублей" вполне могут в шутку сказать в аналогичной ситуации.

Про работу с переводчиком поняла, но не уверена, что это в тему: возможно, они будут общаться напрямую по-английски.

Date: 2005-08-31 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] tacente.livejournal.com
А какая эта область деятельности? Я пока не встречал российских партнеров, которые могли бы свободно общаться по-английски. Да и у французов с этим обычно так себе, non?

Date: 2005-08-31 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
авиапромышленность. Смотря у кого, у высшего звена бывает ничего английский, а так, конечно, да.

Date: 2005-08-31 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sasmok.livejournal.com
если упор на проф. отношения, то :
отношения с иерархией (ответственность, Вы/ты, панибратство)
взаимоотношения в коллективе (перекур)
время, отношение к срокам (растягиваемые / нерастягиваемые)
социальные аспекты (мужской мачизм, рассизм, ..)
индивидуализм / коллективизм
общественность / приватность (что говорится в коллективе, что лично)

правда, понятия не имею, были ли какие либо исследования на эту тему. спрошу у своего бывшего научного рук-ля.

полезно было бы знать, в какой конкретно области проект, и потсраться прозондировать именно эту отрасль.

если хочешь, могу постараться связать тебя с Юлей - моя подруга, которая работает орг. консультантом с нефтепром. комплексом.

Date: 2005-08-31 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Спасибо, Аня, срочность отпала, поэтому при личной встрече обсудим :-)
А вот, кстати, ссылка на семинар 3-4/08, хоть ты уже и приняла решение: http://www.unipaz-europe.org/?page=2

Date: 2005-08-31 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] sasmok.livejournal.com
а какой из них конкретно?

Date: 2005-08-31 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
1-й: L'art de vivre en paix.

Date: 2005-08-31 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] fran6ka.livejournal.com
Т.к. занималась таким, пересылаю тебе список того основного, что галопом покрывала за дневной семинар:

1) Customs and Etiquette:
Greetings
Using names and titles
Introducing Yourself and Others
Dress
Table manners
Traditional Roles of Men and Women

2)Communication skills
Verbal communication
Non-verbal communication
Other points on Communication

3) Business practice
Business Environment
Business communication
Business Meetings
Business Socialising

4) Useful expressions
Greetings
Introducing Yourself and Others
Showing gratitude
Numbers

5) Exercises and Quizzes
Role-plays...

6) References and Further reading


+ Конечно необходимая теория: Cultural awareness; Useful facts (maps, geography and climate; people; industry and technology); Living in the target country (housing, transport, education, national holidays, currency, business hours, taxes......); religion & politics - очень-очень коротко.

Intercultural management

Date: 2005-08-31 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] parizanka.livejournal.com
Вообще-то чтобы понять чужую культуру и народ, нужно сначала понять себя. Сейчас очень много книжек про самих французев продается (первое, что приходит на ум: Pascal Baudry "Français et américains, l'autre rive", "French or Foe?" by Polly Platt, Tedd Stanger, Stephen Clarke, Christine de Kerdeillant...).

В основном, конечно, это про культурные различия французов и англичан или американцев. Но читая подобную литературу, можно много чего почерпнуть и про русско-французские различия. Индивидуализм или коллективизм, иерархические отношения, отношение к семье, детям, мужчины - женщины и т.д. Есть же целая теория межкультурного менеджмента.

Конечно, за один день ничему глубоко не научишь. Но можно направить, посоветовать, дать список литературы для тем, кому интересно...

Раз уже нашли...

Date: 2005-08-31 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Помнишь, как ты возмущалась людьми, которые считали, что они могут преподавать родной язык только на основании того факта, что им владеют? Как русские в Париже, так и американцы в Токио.
А у тебя же нет и этого, ты же вообще ни дня в России не проработала, откуда ты знаешь, как там работают?

Re: Раз уже нашли...

Date: 2005-08-31 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Я осознаю этот пробел, но неверно говорить, что я совсем там не работала: у меня нет опыта работы в частной фирме, но я работала в круизах, в университете, переводчиком, ну и жила там все-таки 23 года, не глухая и не слепая, наблюдала многое, у родителей на работе, в местах, куда попадала в качестве "клиента" и т.д. Так что база для преподавания межнациональных отношений у меня, я считаю, есть, хоть и неполная и не идеальная, конечно.

Date: 2005-08-31 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ну так и французы по-французски достаточно неплохо говорят. Но ты же видишь разницу между ними (средний француз без педагогического ни филологического образования) и тобой, иностранкой.

Date: 2005-08-31 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ну Аня вон преподавала, и прекрасно. Ты, вообще, на чьей стороне? :-) А то я планировала тебя расспросить про твой опыт работы...

Date: 2005-08-31 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Когда ее шпиёнов заарестуют во Франции, посмотрим, как она будет отмазываться за качество своего "введения в французскую культуру" :-)

Я на стороне внутренней непротеворечивости. Из той же серии, как нельзя возмущаться низкой пенсией тому, кто не платит налоги.

Хотя... Ты же и палки-вонялки жжешь, несмотря на твою... пониженную терпимость к сигаретному дыму.

Date: 2005-08-31 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
Пардон, но "средний француз без педагогического нЕ-филологического образования" и "непротИворечивость". А вообще, Саша, на будущее - стОит ли указывать на ошибки в русском (можно ведь заведомо считать их все опечатками)? Скажешь "нет" - не стану.
Что же касается основной темы разговора, то я тебе, Надюша, однозначно бы советовала в будущем не отказываться от того, что сразу тебя заинтересовало и показалось посильным. Во-первых, "не боги горшки обжигают"; во-вторых, "дают - бери"; в-третьих, опыт такого преподавания сам по себе чрезвычайно полезен; ну и наконец, твоей базы хватит на многое, имхо. Не тушуйся! :-)

Date: 2005-09-01 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Стоит, особенно в постах, которые хоть поправить можно.
Хотя первое здесь - это не ошибка, а просто другий смысл. Имеются в виду люди, у которых нет ни педагогического, ни филологического образования.
Т.е. "not P and not F = not (P or F)", а не "not (P and not F) = not P or F", как вы предлагаете :-)

А по теме - вы же сами говорили, что не захотели читать программирование в частности и потому, что чувствовали себя не на своем месте, что давали бы детям меньше, чем им нужно было бы.
Или вашего "не бога" дантиста вспомните, что щеку насквозь просверлил.
Есть работы, где это верно, где можно прийти чайником, но потом научиться и т.д. А тут нужны четкие знания. А они либо есть, либо нет. Как хилый грузчик.

хилый грузчик

Date: 2005-09-01 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
Спасибо. Наденька - не хилый грузчик. Столь ответственно, как она, к работе немногие относятся. И "сил" у нее хватит на такое, т.к. интерес большой, а это много значит (наша бабушка говорит о таких: "Захочет, так и на гору вскочит!")

Date: 2005-09-01 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Она сможет прочитать лекцию по теорфизу на Физтехе? А если очень захочет? Даже с ее интересом и отношением к работе.
С физической силой это как-то легче принимается: человек может сказать себе, что он сам не поднимет этот рояль на 16-й этаж. Т.е. может, но сначала надо годы в качалку походить.

not P and not F=not (P or F)

Date: 2005-09-01 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
Это не то, речь о грамотном русском, а не о операциях в матлогике. Можно сказать:"У них нет ни пед., ни филол. образования", но нельзя сказать:"У них нет пед. ни филол. образования". То есть, я полагаю, что в такой фразе нельзя опускать ни первое "ни", ни второе, ни запятую. У тебя:"...без пед. ни филол. образования", что вообще непонятно. Можно, наверно, так:"...без пед. либо филол. образования". А вообще-то можно попробовать спросить в ЖЖ в сообществе pishu_pravilno, там филологи тусуются, в частности.

Date: 2005-09-01 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] fran6ka.livejournal.com
У шпиёнов я за intensive language course отвечаю. Intercultural workshops я проводила для дирекции Cadbury. Когда бралась, отчасти рассуждала как ты и опасалась за результат. Меня уговорил работодатель, утверждая, что лучшего кандидата им сейчас просто не найти (русского человека, говорящего по-французски и немного поработавшего во Франции, с опытом преподавания, филологическим бэкграундом, к-т время уже пожившего в Австралии и имеющего представление о местной культуре). Это был один из самых интересных в моей жизни контрактов. Я перекопала кучу литературы, подготовила презентацию с видеоматериалами, с игровыми элементами (ролевыми играми) с мини-уроком русского и французского...... (программу я там где-то ниже поместила). Что тебе сказать? Мною довольна осталась нанимавшая меня фирма, а главный менеджер Cadbury присылала мне имейлы с благодарностью и из Франции и из России. Лучшего доказательства моей эффективности и пригодности к выполнению этого задания мне и не нужно.
Если есть желание взяться за интересный, но сложный(чудесное все-таки английское слово challenging) проект- надо это делать.
Даже не сомневайся, Наденька! :)

Date: 2005-09-01 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ну, я все перепутал :-)
А как бы ты определила слово "некомпетентный"? Для тебя есть сферы, за преподавание которых ты бы не взялась (предполагается, что тебе все интересно, нет этических ограничений и пр. - чисто компетентность).
Например, проблемы программистов на Паскале, которые переучиваются на джаву. Взялась бы? В обоих вариантах ответа - почему?

Date: 2005-09-01 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] fran6ka.livejournal.com
:))) Так и знала, что ты в ответе попросишь меня что-нибудь определить, логичный, как сама логика, Саша Козлов. Я тебе привела пример Реального, Жизненного Удачного ОПЫТА, исходя из знания моих и Надиных skills и описания одной конкретной работы - conducting intercultural workshops. При чем тут программисты, переучивающиеся на джаву? Зачем тебе тут-то обобщения?
Для тебя есть сферы, за преподавание которых ты бы не взялась Безусловно. И, как проверено ОПЫТОМ, выше мною описанная сфера к ним не относится.

Если среди критериев компетенции у тебя наличествует должное образование, то у нас обеих для подобной работы его с головой хватает. В наших дипломах были: Культурология, лингвистика, педагогика, основы социологии и политoлогии, cross-cultural curriculum, general and social psychology, globalization, и многое много другое.
Сдавайся :) Я же права.

Date: 2005-09-02 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ты права про свою работу и совершенно не права о том, что предложили Наденьке. Определение я попросил, чтобы ты попалась в ловушку, когда в него не попала бы ваша однокурсница, которая преподает французский в вашем универе, чем вы обе были дико возмущены. Но ты увильнула. Т.е. со стороны вы видите некомпетентность, детишек жалеете, а свою признавать сложнее.

Образование тут ни при чем, стественно. Меня джаве не учили ни одного часа. Вопрос компетентности. Т.е. ты можешь что-то дать людям, чего они сами легко не найдут, и что им нужно, или нет. Все, что Наденька может рассказать о современном бизнесе в России, ограничивается знаниями из вводной статьи к путеводителю по России (у тебя к этому еще прибавляются рассказы Эдика). Я ей вчера задал пару вопросов (Кому дают взятки? Как дают взятки? Правда, что договоры подписывают в бане? Могу я приехать на переговоры на такси?), на которые она может либо выдумать ответ, либо экстраполировать из комедий.

Как ты думаешь, это ищут люди?

Т.е. я понимаю, что когда кушать нечего, этично и javascript преподавать (Наденька этим уже занималась - как ты думаешь, кто-нибудь из ее учеников хоть чему-нибудь серьезно научился?), но вот так вот - это уже хамство и перебор, по-моему.

Date: 2005-09-03 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
Когда это Наденьке нечего было кушать и она поэтому преподавала javascript ? Почему я об этом ничего не знаю??? Какой ужас!!!

Date: 2005-09-05 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Это как пауки в Австралии - оне, наверное, предпочитала, чтобы об этом родные не узнали :-)

Date: 2005-09-05 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
Шутки шутишь, как всегда :-) "предпочитала, чтобы родные не узнали" - она прекрасно знает, что мы никогда не усомнимся в ее способностях (да и кто может лучше нас о них судить!) и всегда поддержим ее в том, что она считает для себя правильным. Можем подискутировать, конечно, задавать какие-то вопросы, но в результате она всегда может на нас рассчитывать. Слышишь, Надюшенька?
А мои восклицания относятся к информации, что нечего было кушать.

Date: 2005-09-05 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Так это же мои гиперболы, как обычно :-) Дело было в 1999-2000 году, т.е. уже толком после учебы, но еще до приличной работы.
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
:-) Гиперболоид ты наш.

Date: 2005-09-05 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ну что значит "нечего кушать"? Я себе на хлеб зарабатывала, и такого не было, чтобы совсем голодала. Была один раз однообразная пища (черный хлеб из России, рис и мёд). И за те уроки JavaScript мне не стыдно: сделала, что могла, и не совсем уж плохо.
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
:-) То есть все не так ужасно, мед все же был? Ну и слава Богу! :-) Кстати, вот, что и требовалось доказать.

добралась до компа

Date: 2005-09-05 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] fran6ka.livejournal.com
Ты права про свою работу и совершенно не права о том, что предложили Наденьке
В чем разница? Я тоже работала с бизнесменами, к-е ехали во Францию и Россию "делать бизнес" и рассказывала им про разницу культур (в т.ч. бизнес-культур). Как уже писала-- результатом остались довольны все.
Определение я попросил, чтобы ты попалась в ловушку
Общение с тобой состоит из ловушек. Думаю ты заметил, что мне такой стиль/подход не очень приятен.
Образование тут ни при чем, стественно. Меня джаве не учили ни одного часа.
О! Чудный пример. И как же ты начинал на ней писать, на этой своей джаве? Сразу был суперкомпетентен? Сразу мог клиентов на 100% удовлетворить?
Да нет же, уверена, что учился многому по ходу пьесы. Компетентность- она со временем приходит, она нарабатывается. И если Наденька не попробует нового - она и не будет иметь шанса в этой конкретной области компетентность приобресть!
Все, что Наденька может рассказать о современном бизнесе в России, ограничивается знаниями из вводной статьи к путеводителю по России (у тебя к этому еще прибавляются рассказы Эдика). Я ей вчера задал пару вопросов (Кому дают взятки? Как дают взятки? Правда, что договоры подписывают в бане?
Не буду комментировать твой комментарий о моих знаниях о современном бизнесе в России, т.к. ты не очень себе представляешь, чем я занималась в России, где работала, с кем и о чем общалась. Про преподавание, как таковое (в свою очередь не знаю, есть ли у тебя опыт преподавания, но подозреваю, что его немного, if any). Задача преподавателя-- подтолкнуть студента, правльно его направить, указать в какую сторону надо двигаться.(и дааааалеко не все преподаватели (даже думаю у вас на Физтехе) являются 100% профи в своем деле. Часто (как в случае с Галифе) студенты обгоняют своего препода по знаниям - это только его, препода, заслуга!) Наденька в курсе, что в России дают взятки. Это то ГЛАВНОЕ, что она скажет своим студентам. Как и кому-- они уже сами на месте разберутся (единого решения, кстати, нет и быть н еможет), главное- что они будут предупреждены = вооружены :). У нее а приори знаний о русской культуре в сотни раз больше, чем у французов. И главное- она может эти 2 культуры СРАВНИТЬ-в этом ее задача! As simple as that.

но вот так вот - это уже хамство и перебор, по-моему.
А по-моему ты в этой ситуации абсолютно неправ. Прав был бы, если бы поддержал ее в новом интересном начинании и еще подсказал чего-нибудь, исходя из собственного опыта.
Vale.
A.

Date: 2005-09-05 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Думаю ты заметил, что мне такой стиль/подход не очень приятен.
Да, пожалуй, прости.

Date: 2005-09-05 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] fran6ka.livejournal.com
Apology accepted.

Re: Раз уже нашли...

Date: 2005-08-31 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
А еще я смотрела фильм "Особенности национальной охоты" и общалась с французами, делающими бизнес с Россией :-)

Date: 2005-08-31 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ну да, преподавание географии по пачке "Беломора" и "Рабинович напел" :-)

Date: 2005-08-31 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] sasmok.livejournal.com
у нас на работе термин PECO очень распространен. помню, еще стажеркой, спросила его расшифровку. коллега прикололся : Pays Ex COmmunistes

Date: 2005-08-31 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
О, спасибо :-)

выеденное яйцо

Date: 2005-09-05 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] izumamochka.livejournal.com
Занятная дискуссия получилась, однако. Вот бы удивились те, кто предлагал тебе эту работу, если б прочли :-)
Ну, теперь зато ты знаешь что почем :-) выели яйцо дотла :-)

Date: 2005-09-07 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] girinka.livejournal.com
И что в итоге, ты взялась за эту работу?

Date: 2005-09-07 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Не успела - они кого-то уже нашли.

Date: 2005-09-14 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] girinka.livejournal.com
вот обидно! так часто бывает: пока взвешиваешь все "за" и "против", твой ответ становится никому не нужен... Надеюсь, предложат еще что-нибудь интересное, и ты не упустишь шанса. У тебя все получится! Ты ведь умненькая. 80)

Profile

greenadine: (Default)
greenadine

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
141516 17181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 11th, 2026 08:01 am
Powered by Dreamwidth Studios