greenadine: (Default)
[personal profile] greenadine
Нашла у Арно Дежардена в Les Chemins De La Sagesse важное для себя объяснение, чем западная психология и психотерапия (любого направления) принципиально отличается от восточных практик. Западная психотерапия своей целью ставит "всего лишь" восстановление нормального эго (Я), тогда как восточные системы (адхъятма йога (Adhyatma Yoga), буддизм, дзен, суфизм…) – растворение эго. Но восточные системы не рассчитаны на невротичного и инфантильного западного человека, поэтому ему, прежде чем осознать ложное отождествление с Я (вот тут в статье о Гурджиеве пару слов тоже об этом), приходится это самое Я сначала гармонично развить и, возможно, добиться успеха в жизни, в чём психотерапия и психоанализ могут помочь. Свами Праджнанпад (Swâmi Prajnânpad), учитель Арно Дераждэна, тоже рассматривает психоанализ как связующее звено между Упанишадами и повседневной жизнью.
К слову о психоанализе, давно хотела дать ссылку на очень необычную повесть Зощенко Перед восходом солнца (1943 год), где он описывает свой самоанализ, удачный, если критерием удачности считать стабильное долговременное улучшение психического состояния (про риск самоанализа он сам пишет). То, что это Зощенко, не так важно - с остальным творчеством (которого я толком не знаю) это мало связано.

Date: 2006-01-22 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
http://www.nouvellescles.com/dossier/Psycho/Lying.htm - статья с описанием технологии "lying", которую практиковал Свамиджи и Дежарден.

Date: 2006-01-22 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zadiraka.livejournal.com
Вот и ты приенила это понятие к западным людям (хотя я в основном имею в виду мужчин) - инфантильность.

Date: 2006-01-22 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Ты хочешь, чтобы я уточнила, что имеется в виду и почему?

Date: 2006-01-22 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] zadiraka.livejournal.com
Да :-)

Date: 2006-01-22 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] zadiraka.livejournal.com
Просто мне иногда приходилось утверждать это про большинство рсских мужчин. В начала разговора все говорила "неправда", а мужчины оскорблялись, после приведения доводов вынуждены были соглашаться.
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Контекст: Дежарден провёл 20 лет, путешествуя в обществах, к-е для простоты я буду называть традиционными, он перечисляет в их числе Индию, Тибет, Афганистан, Бутан. Книга написана в 1968-1972 годах, так что делаем поправку на изменения как в трад. обществах, так и в западном.

Прежде всего, ребёнок нуждается в том, чтобы другие жили для него, тогда как определение взрослого в том, чтобы жить для других (идея служения - Богу и другим людям, которые в трад. обществах рассматриваются как посланники, представители Бога: "такого мужа бог послал").
Об инфантилизме он пишет в контексте зависимости от гуру, но для него это универсальная черта детей (т.е. и взрослых) западного воспитания. Идея (которую я встречала также, например, у Лидлофф, но не только - это, похоже, широко распространённое мнение) в том, что в западном обществе, в отличие от традиционных, ребёнок в детстве недополучает родительской любви и воспитывается в контексте, спрособствующем травматизмам, фрустрациям и возникновению неврозов (из-за структуры и организации общества и воспроизведения моделей: нынешние западные родители сами несвободны). Такое воспитание мешает ему стать полностью автономным, а значит, он остаётся зависимым и переходит от одной зависимости от другой, требуя и ища мать и отца в любых отношениях. Утверждается, что эти отчаянные поиски вытеснены в подсознание и проявляются в скрытых, а значит, обманчивых формах, превращая большую часть существования в болезненную карикатуру. Люди мечтают только о том, чтобы их взял за руку и взял за них ответственность кто-то Большой и Сильный.
(Уверяю тебя, с некоторых пор я вижу эту подоплёку в очень большом количестве жизненных ситуаций, фильмов и т.п., это становится просто очевидно.)
Традиционное общество неоднократно описывалось как система строгих рамок, но Дежарден утверждает, что воспитание там давало внутреннюю свободу. Одна из черт, к-е он упоминает - почитание Матери, начиная с беременности.
From: [identity profile] frau-derrida.livejournal.com
не знаю
мне этот пересказ как-то не внушает доверия к концепции
ну вот почитание Матери, например - ну и что? в христианской традиции это тоже общее место, что в западной, что в восточной
на Руси Богоматерь - один из самых почитаемых культовых персонажей, пожалуй, и самого Христа забьет
на Западе - тоже очень чтимая фигура, и именно в материнской ипостаси, до такой степени, что в какой-то момент (Средние века) модно было носить подушки под платьем на животе, подражая силуэту беременной женщины
или, если говорить только о материнстве - то, например, даже в теперешней России связь "мать-ребенок" считается одной из сильнейших, и за бортом оказывается даже отец
как в какой-то давней статье про сабж было написано: армеский командир солдата не спросит, давно ли тот писал отцу - а вот упрекнуть, что давно не писал матери, вполне может.

ну и что? всё это гипертрофированное внимание к материнству совершенно не мешало реальной женщине быть - восприниматься - существом второго сорта

потом - такого типа аргументы (про почтение к Матери) подменяют изучение реального чувствования людей изучением того, что они об этом чувствовании заявляют (или, например, того, как кто-то это чувствование изобразил). Точно так же можно сказать, что христианская цивилизация является проповедью пацифизма и всепрощенья - потому, что в Евангелии есть слова про другую щеку и подобные им. При этом реальная хр.ц. насаждалась огнем и мечом и совершенно не препятствовала ксенофобии. Или, скажем, заявить, что евреи очень долго были меньшинством и объектом травли, потому, наверное, еврейское сообщество должно быть терпимо к другим гонимым меньшинствам. Притом, что в Израиле одно из самых ксенофобских обществ, если брать развитые страны.

ну, еще. С какой это стати для ребенка живут другие, а взрослый живет для других? Может, это место скомкалось из-за беглого пересказа - но вообще-то логичным кажется, что взрослый живет для себя, т.е. исходя из своих представлений, целей и ценностей. Только при таком условии он может что-то давать "на вынос", другим. А ребенок не в состоянии выжить один (и выстроить себя), соответственно, он вынужден к ним подстраиваться, добиваться их одобрения и помощи, перенимать их стиль, навыки и мнения.

продолжаю

Date: 2006-01-22 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] frau-derrida.livejournal.com
разве это взрослые для ребенка живут? они могут ничего для него не делать - а он не может не нуждаться в них. Это как раз очень поздняя европейская идея о том, что родители живут ради ребенка.
From: [identity profile] zadiraka.livejournal.com
А в себе самой ты не замечаешь желания "прислониться". Я так даже очень :-)
Тем полее прмятно встретить человека, после общения с которым ещё на полгода хватает энергии свободного полёта...

Date: 2006-01-22 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] yaroshok.livejournal.com
с "перед восходом солнца" в моей голове сдвинулись с мертвой точки первые колесики :)

ЗЫ получили открытку на днях, спасибо!

Date: 2006-01-23 04:02 pm (UTC)

Date: 2006-01-23 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kucha-mala.livejournal.com
Хм, на мой взгляд очень спорно. Во-первых, а как можно так радикально делить на западную и восточную? И в западной и в восточных школах есть множество различных направлений, в чём-то они перекликается, в чём-то диаметрально противоположны, в чём-то хорошо одно направление, в чём-то другое. Деление в указанном тобой источнике мне лично напоминает: В России все ох......о духовные, а у Запада души нету, на Западе все загнивают. Не так радикально, конечно, но впечатление очень похожее..
Далее, вопрос: а чем это западный человек инфантилен и невротичен? А на Востоке такого нету? И, утверждение, что ребёнок в западном обществе недополучает любви, а в традиционном дополучает, как-то очень уж обобщающе. По-моему, это как раз в Западном обществе очень многое делается для ребёнка и даётся ему много, при этом сохраняется уважение к ребёнку как к личности и поощряется ранняя самостоятельность. Чего в традиционных, возьми туже Россию, где мужчины сначала вскармливаются мамами, помогаются папами , а затем обкармливаются женами, не всегда найдешь.
Ну вот, в заключении, тезис о предназначении взрослого жить для других, как бы это сказать - не абсолютен. На мой взгляд, если кто-то решает жить для других - отлично, но насколько применимо это ко всем? Тут и до неврозов недалеко и до сломанных судеб. И особенно это тревожно, когда люди сами себе в этом не признаются, а высокими идеями прикрываются.

PS Отступлю от монолога,, почту тебе ещё на старый адрес посылать можно? :-))

Date: 2006-01-23 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
P.S. да :)

Date: 2006-01-27 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Получила посылочку, спасибо, Наташа! Особенно впечатлили вьетнамские иероглифы, перерисованные от руки :) Буду смотреть вечером.

Date: 2006-01-27 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] kucha-mala.livejournal.com
иероглифы корейские, и фильм тоже :-)))) С днём рождения ещё раз. Пыталась до тебя доскайпиаться, но не получилось :-9 Так что в следующий раз. :-)

Date: 2006-01-23 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dimitrof.livejournal.com
Спасибо большое за ссылку на Зощенко - очень интересно.
Хотя, с моей точки зрения, чуточку наивно.
(deleted comment)

Re: ОФФ

Date: 2006-01-25 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2006-01-25 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] anjey.livejournal.com
С днем рождения, Надя.

Date: 2006-01-25 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2006-01-29 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pale-fire.livejournal.com
Вы удалили запись про Куалу-Лумпур? Добро пожаловать в Мельбурн. Мы наверно так или иначе пересечемся на Масленичных событиях, но если есть желание, можно отдельно как-нибудь погулять. Я сейчас могу и днем, но после Масленицы чуть-чуть больше времени будет (я потом скоро уезжаю, так что можно сейчас что-нибудь на след. неделю запланировать).

Date: 2006-01-30 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Да, она не была предназначена для истории. И потом, меня впустили в итоге.
Встретимся на Маслнице - договоримся, ок? Или это уже будет поздно?

Profile

greenadine: (Default)
greenadine

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
141516 17181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 11th, 2026 09:03 am
Powered by Dreamwidth Studios