greenadine: (Default)
[personal profile] greenadine

Скука, после страха и чувства вины, была доминирующей эмоцией в этой жизни. Судя по наблюдениям, скука на работе – один из наиболее распространённых и мучительных опытов повседневности.

Обычно люди пытаются бороться со скукой с помощью развлечений. Но это решение неэффективно: мало того, что после развлечений остаётся смутное ощущение пустоты и бессмысленно потерянного времени, так рано или поздно скука завладевает нами уже прямо в процессе развлечений, и становится постоянной.

А между тем, в глубине души все мы чувствуем, что способны на большее, что в нас заложен огромный потенциал, что мы способны на подвиги, способны горы своротить, была бы достойная цель.

Проблема в том, что цели-то и нет. А жизнь без настоящей цели бесцельна, а значит – бессмысленна. Конечно, мы смотрим вокруг и неосознанно подражаем другим людям, которые выбирают и преследуют разнообразные цели:

  • получить диплом, защитить диссертацию

  • заработать кучу денег

  • завести семью и детей

  • переехать в другую страну

  • добиться успеха, известности и славы

  • бороться за “правое дело”

  • написать книгу

  • посадить дерево

  • сделать так, чтобы все от них отстали...

И многое другое – список недоцелей бесконечен, и экспериментировать с ними можно на протяжении многих жизней. Почему “недо”? Потому, что достижение этих целей долговечного счастья не даёт. Эти недоцели манят миражём счастья, но никогда не оправдывают ожиданий. Если вы знаете людей, добившихся одной из этих целей и пребывающих в состоянии неугасающей радости, покоя и умиротворения – делайте, как они. Мне таких не встречалось. Все эти люди по-прежнему во власти (=рабы) многочисленных эмоций, которые болтают их из одного настроения в другое, как штормовое море – пустую утлую лодочку. И несёт эту лодочку неизвестно куда. Цели нет, штурмана нет, ориентиров нет. Если вас такое положение устраивает, то продолжайте как раньше.

А если от скуки и неудовлетворённости вы уже готовы на стенку лезть, то знайте, что есть другой выход. Он тоже вертикальный, но в другом смысле :-)

Если исходить из того, что Жизнь каждому предоставляет ровно ту ситуацию, которая подходит именно ему, как идеально по мерке сшитый костюм, то каждый из нас, где бы он ни находился, имеет в своём распоряжении все нужные ему инструменты для обучения и роста.

Почему нам нужно учиться и расти? Потому, что наша психика, наша душа несовершенна, и она доверена нам Жизнью для того, чтобы мы довели её до совершенства. Это наша задача, наша миссия на этой земле - стать Настоящим Человеком. И это возможно – правда, нам ужасно не хватает воспитания, не хватает живых примеров, и пока нам не встречались люди, достигшие этой Цели, мы даже не подозреваем, что это возможно. Кто будет ломиться в дверь, о существовании которой не подозревает?

И как львёнок, по прихоти судьбы выросший при стаде овец и не знающий своей истинной природы (даже блеять худо-бедно научился и травой питаться, бедняга), встречая взрослого льва и слыша его мощный рык, испытывает озарение – так вот кем я должен стать! - так и потерянное человеческое существо, если ему посчастливилось встретить освобождённого, Настоящего Человека (которые редки, как колодец в пустыне), испытывает потрясение. Все обычные интересы меркнут, и остаётся одно желание – которое, если его культивировать, превращается в железную целеустремлённость: стать таким, как они. А эти люди, исцелившиеся от эго, не кричат о себе на всех площадях: некому кричать. Они просты и смиренны, так что легко могут пройти незамеченными, и только готовые к Встрече ученики распознают их.

Но вернёмся к скуке. Если я выбрала своей целью достижение духовного совершенства, как я могу использовать наибанальнейшую мою ситуацию с осточертевшей работой? Какой конкретно шаг я могу сделать, чтобы хоть немного приблизиться к ней? Цель прекрасна, но кажется такой далёкой! Я готова к подвигам, а вместо этого должна целый день работать за компьютером! Контраст кажется несоразмерным, и я в растерянности и обескуражена.

Для начала переосмысляю понятие подвига : “Тот, кто владеет своими мыслями, могущественнее, чем тот, кто владеет всем миром” (Будда).

И пытаюсь понять, чему я могу научиться здесь. На самом деле, многому:

  • дисциплине (прежде всего, мысли)

  • осознанному дыханию

  • бескорыстному служению (карма-йога, см. иллюстрацию)

  • тому, как работает человеческая психика – прежде всего, моя собственная.

С тех пор, как я решила, что Жизнь удерживает меня на этой работе для чего-то конкретного, а не просто так, я стала искать, для чего, и обнаружила, что тот способ, которым я боролась со скукой (чтение ЖЖ в рабочее время) не устраивает меня по этическим соображениям. Просто раньше скука была настолько мучительной, что заглушала моральные соображения. ОК, значит, я здесь, чтобы учиться дисциплине, ура! Хотя бы промежуточная цель понятна. Довольно быстро замечаю, что прежде чем рука тянется к мышке, чтобы открыть новое окно с “развлечением”, очень быстро проскакивает мысль: “А не написал ли мне такой-то? Посмотрю-ка.” Ага, вот эту мысль надо перехватить до того, как она породит действие, и – внимание! - не подавить, а объективно рассмотреть в свете моей Цели. Чего я хочу добиться в жизни? Помню ли я о том, что Жизнь может забрать у меня жизнь в любое мгновение? Хочу ли я продолжать страдать - и доставлять страдания другим людям вокруг меня, или уже хватит?

ОК, довольно быстро посещение мейла и ЖЖ в рабочее время прекращаются (и не в результате насильственной дисциплины, а в результате осознанного радостного решения измениться к лучшему).

Что дальше? Содержание работы по-прежнему не вдохновляет, да и не занимает всё время и ресурсы. Что делать с этой псевдо-свободой, которая превратилось в рабство от вредных привычек эго?

Лично у меня с обучением дисциплине положение на работе изменилось фантастическим образом буквально за месяц. Я стала искать, чем бы таким заняться, что бы было интересно мне, и в то же время полезно фирме. Нашла одну перспективную тему, с забытым с университетских времён энтузиазмом принялась копать в этом направлении – читать научные стаии, диссертации, экспериментировать, писать документацию – и это вылилось в новый сервис, который сейчас уже фирма предлагает клиентам, и это только начало.

(Побочный выигрыш: исчезло чувство вины и страх, что начальство застанет за неподобающим занятием. Благодаря этому я стала давать себе свободу приходить позже и уходить раньше, поскольку время на личные недоцели от работы уже не отрываю.)

Но ещё оставались моменты упадка духа, когда скука возвращалась, и даже эта новая работа становилась неинтересной.

Тогда опять, по-новой внутренний диалог: зачем ты здесь, на земле? Чего ты хочешь от этой жизни? Что даст тебе ощущение, что жизнь была прожита не зря, когда настанет пора покинуть тело? Ты не забыла, что ничего из того, что с тобой происходит, не предназначено для того, чтобы доставлять тебе страдания, а только для твоего роста?

ОК, если выдаётся механическая работа, не требующая интеллекта – учусь осознанно дышать, вырабатывать присутствие (а не спать с открытыми глазами, как зомби). Первое время после нескольких вдохов-выдохов осознание теряется, и надо всё начинать сначала, когда вспоминаешь. Под экраном – открытка “Respire!”, рядом – лист, на котором отмечаю время, когда вспоминаю о том, чтобы дышать осознанно. Интервалы постепенно уменьшаются.

Мысль о том, что моя работа бесполезна, и что я паразит – препятствие. Я на этой земле не для того, чтобы работать – в офисе, школе или где-то ещё. Я здесь, чтобы работать над собой. Это моя работа. И выполняя эту работу, я оказываю услугу всему человечеству. Мысли о паразитизме, питавшие комплекс неполноценности, преобразуюся. Я здесь, чтобы реализовать таланты, заложенные в меня Жизнью. Работаем теперь над этим.

Когда ко мне обращаются за помощью, тут цель – помогать с максимально чистой, неэгоистической мотивацией. Не отделаться побыстрее, чтобы отстали (“Ерунду какую-то просят!”), а подумать, изучить, что действительно им нужно и поможет – возможно, совсем не то, что я привыкла делать! => Меняется содержание работы. И если нужно показать больной от стресса (без преувеличения!) клиентке упражнения для расслабления напряжения в шее, и порепетировать с ней её ежегодное собеседование с начальницей, чтобы она чувствовала себя более спокойно и уверенно – вперёд!

Клиенка довольна, начальство довольно, я спокойна, все в выигрыше.

Ну и наблюдать неустанно за тем, что происходит с коллегами, за их реакциями, поведением, диалогами – и своими (не осуждая ни других, ни себя). Что я говорю? Зачем? Почему? Это настолько увлекательно, что исчезает всякая скука.

Я на своём месте.


P.S. Ещё можно было бы рассказать о работе над представлением о работе, как о чём-то, что выматывает все силы, что на жизнь положено зарабатывать "потом и кровью" – я детством из той страны, “где мерилом работы считают усталость” - и неудивительно, что (с) такими представлениями мы притягиваем к себе изнуряющую работу – или делаем любую работу такой. Но это уже другая тема.

Date: 2007-12-12 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] evemaru.livejournal.com
очень актуальный пост!
Очень обнадеживающий!
Можно работать над собой, да! но верится с трудом, что можно полюбить не_любимую работу?! Или в процессе самоусовершенствования она может стать любимой?

Date: 2007-12-20 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Именно так. Вы сами решаете, что полюбить, а от чего отказаться. И единственное, от чего требуется отказаться - это от собственного эгоизма.
Вы можеет решить полюбить то, что признали благоприятным для себя и окружающих, и перестать подчиняться тому, что причиняет страдания.
Я могу решить полюбить виски, а могу решить полюбить йогу. Это моя свобода.

Date: 2007-12-12 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sid75.livejournal.com
Не согласна со многим, но очень долго писать. Главное: долговечного счастья не бывает, счастье - в движении к цели, даже и к такой, которую Вы называете "недо". Собственно говоря, и движение к совершенству раскладывается на достижение ряда последовательных целей, промежуточных в стремлении к Цели. А теперь представьте, что она достигнута, и уже никуда не надо двигаться. И долго будет длиться счастье? Не дольше, чем от посаженного дерева.
А вот если человек умеет постоянно видеть перед собой новые и новые цели, двигаться к ним, у него не будет "скуки на работе".

Date: 2008-01-30 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] talk-of-wind.livejournal.com
:) Совершенно с Вами согласна!
http://thesecretfilm.ru

Date: 2008-01-30 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sid75.livejournal.com
Спасибо
(deleted comment)

Date: 2007-12-20 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Богоборчество? :-)
Хватит уже борьбы! Как Жизнь, бесконечно любящая нас, может требовать от нас чего-то, что мы не можем сделать? Есть чёткая разница между тем, чего требует от нас Жизнь, и тем, что думает эго по поводу того, что мы (и другие) должны делать. Жизнь не может требовать от нас причинять себе страдания - такое извращение невозможно. Речь о том, чтобы полюбить ребёнка внутри себя, и помочь ему вырасти и стать Настоящим Совершенным Взрослым Человеком.

Date: 2007-12-13 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] bratelnik.livejournal.com
тебе не понятны люди, ке любят жить во власти своих эмоций... я не могу понять чем это плохо? я всегда очень внимательно тебя читаю, многое мне понятно и я готов это принять в той или иной мере... но все же отказ от наслаждения своими эмоциями, на что ты постоянно указываешь, мне кажется не приведет к счастью... как ты поймешь что вот оно "счастье", если не через эмоции... и физиологическое их воплощение.. смех..дрожж..слезы..? не это ли единственная реальная награда за все что мы делаем? :-)

Date: 2007-12-13 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bratelnik.livejournal.com
"Путин и Буш в России на рыбалке.
Закинули удочки, Путин сосредоточенно смотрит на поплавок. Буш шлепает себя то по щеке, то по лбу, то по шее, весь исчесался. Смотрит на Путина - тот спокойно следит за поплавком.
- Володя, а почему тебя не кусают?
- Меня нельзя."

а что с рыбалкой?

Date: 2007-12-13 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] chartres.livejournal.com
пока не знаю
но возможно сегодня поедем

Date: 2007-12-20 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Васенька, скажи, ты считаешь, это нормально, что люди злятся, беспокоятся, приходят в отчаяние, ревнуют, обижаются, завидуют, тоскуют, терзаются чувством вины, сжимаются от страха? Что в мире так много насилия, войн? Что люди от страха и отчаяния калечат себя физически и морально, убивают друг друга и себя? Страдают?
Причина этих страданий - эмоции. Если ты считаешь, что эмоции - это нормально, ты имеешь право так считать, я принимаю это твоё мнение. Я никого не пытаюсь переубедить.
Если ты считаешь, что это ненормально, что ты делаешь, чтобы изменить это положение вещей?
Лично я не хочу больше жить в таком мире, поэтому делаю всё, чтобы исцелиться. Для меня норма - это такие чувства, как умиротворение, покой, радость, блаженство, равновесие, сострадание, истинная любовь.

Date: 2007-12-20 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mumzik.livejournal.com
А то, что люди радуются до слез на глазах, встретив друга, сердце сжимается от нежности, когда смотришь на своего ребенка, когда прыгаешь от счастья, завершив важное для себя дело? Бросаются на помощь, не думая о себе? Это тоже эмоции. Чем они плохи?
Убивают, кстати, не только под влиянем эмоций. Каки эмоции у снайпера? Он выполняет свою работу, ничего личного.

Date: 2007-12-26 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Про снайпера. Человек, у которого всё в порядке с головой, и с душой, не будет никого убивать. Если человек настолько подавил в себе человечность, что готов за деньги убивать других, это говорит об огромных страданиях, очерствивших его сердце. У снайпера много эмоций, прежде всего - ненависть, страх, отчаяние...

Про положительные эмоции. Не всё из того, что ты перечислила - эмоции. Нежность, которую мы испытываем к другим людям (не только своим детям) сродни состраданию и безусловной любви, которая и является целью и средством исцеления для человечества.
Удовлетворение от завершённого дела важно - оно помогает предолеть комплекс неполноценности, который мешает нам реализовать свой потенциал. И о своих свершениях полезно вспоминать, когда нами завладевают мысли о своём ничтожестве - чтобы преодолеть их и продолжать расти, становиться лучше.
Эстетическая радость от прекрасной музыки, восхитительного пейзажа, или физическое удовольствие от занятий сексом - положительные эмоции, которые тоже помогают расти. Я не говорила, что они плохи, просто радость, которую они дают, ограничена. Это радость, за которой неизменно, всегда, гарантировано следуют страдания. Этим они обманчивы. На них можно потратить всю жизнь. Более того, эти эмоции зависят от наличия или отсутствия каких-то внешних факторов, а эти внешние факторы непостоянны. Если сейчас в нашей жизни всё в порядке, это не означает, что и завтра будет так же. Болезни, старость и смерть - наша собственная и близких нам людей - неизбежны. Мы готовы к этому? И готовимся ли? Или предпочитаем тратить время на поиск удовольствий?

С днём рождения!

Date: 2008-01-25 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] okser.livejournal.com
Надя, ты решила сразу в сверхчеловеки записаться? Эмоции - это опыт тысячелетий, наследие предков, записанное в ДНК. Отказываться от них всех кажется мне опрометчивым. Уж лучше получать положительную энергию из всех источников, как животных инстинктов так и альтруистической работы мозга. Почитай на досуге ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда А. И. Протопопов: http://ethology.ru/library/?id=12

Re: С днём рождения!

Date: 2008-01-29 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Макс, я долго наблюдала, размышляла, изучала вопрос и пришла к выводу, что эмоции (чувство вины, тоска, гнев, ревность, жадность, раздражение, скука, отчаяние, эмоциональная радость, за которой непременно следует разочарование и новые страдания...) - источник страданий, как для того, кто их испытывает, так и для окружающих его людей. Единственный удовлетворительный способ прожить эту жизнь для меня - сделать всё, что можно, чтобы освободиться от страданий. Продолжать оставаться во власти эмоций, когда давно описан и показан путь освобождения, для меня ниже человеческого достоинства, это не нормально, это патология.
Но я никого не стремлюсь убедить: каждому, самим фактом его жизни, предоставляется возможность самостоятельно изучить этот вопрос и принять решение - или продолжать страдать.

Re: С днём рождения!

Date: 2008-01-30 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] okser.livejournal.com
Понятие "эмоции" ты, я и другие люди понимаем по-разному, это не таблица умножения. Каждое слово из твоего списка в скобках понимается каждым человеком по-своему, так что убедить, или договориться в этой сисетеме координат не возможно, каждый останется при своём.
Испытывать эмоции я не считаю ниже человеческого достоинства, это естественно и прекрасно. Презирать накопленное тысячелетиями считаю не разумным, куда лучше понимать свои эмоции и жить с ними в мире. Без эмоций нет ни музыки, ни театра. Для меня эмоции - это индикатор состояния и источник информации для регулирования деятельности мозга, если переборщить с чернухой, можно свихнуться. Устранить из жизни раздражающий фактор можно разными способами: например изменением внешней среды, или её восприятия.

Date: 2007-12-13 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] bovari.livejournal.com
Надя, спасибо тебе за такой замечательный пост! Я его скопировала для себя и буду перечитывать ещё много раз. И детям покажу. Это очень важно - то, о чём ты пишешь. Самосовершенствование, работа над собой, постоянное осознание себя и своей жизни...Меня радует пока одно - работа любимая! Я с удовольствием иду утром на работу, даже жду этого. Но даже и на любимой работе бывают минуты усталости, скуки, пресыщения всем окружающим. И тогда твои советы станут бесценными! Конечно, духовной практики не хватает...Засасывает текучка, привычка. Но я пытаюсь. Спасибо ещё раз. И...ПОЗДРАВЛЯЮ с 2-мя ЧУДНЫМИ племянниками:))

Date: 2007-12-13 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mumzik.livejournal.com
Я вот никак понять не могу, тебе твоя работа в принципе нравится или нет? Все-таки, две большие разницы - ломать себя на нелюбимой работе и делать жффективнее любимую.

Date: 2007-12-14 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Работа над собой - нравится, конечно! :-)

Date: 2007-12-14 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mumzik.livejournal.com
Ты же поняла, что я о другом :)

Date: 2007-12-20 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Оля, то, что мы делаем, не имеет ровно никакого значения. Работа - это всего лишь предлог. Важно только то, чтобы делать то, что мы делаем, как можно лучше, с любовью, спокойно и радостно, как служение.
Я сама решаю, что полюбить, а что перестать любить. И я могу решить признать верным то, что причиняет страдания (и продолжать страдать и мучить тех, кто вокруг), а могу признать верным то, что ведёт к исцелению, и следовать этому.
Жизнь гораздо лучше меня знает, где лучшее место для меня, она бесконечно превосходит меня, это благодаря ей я существую, благодаря ей бьётся сердце и совершается дыхание. Доверяясь ей, я в полной безопасности, это 100% гарантия :-)
Я не могу ответить тебе на твой вопрос, поскольку для меня ответ на другом уровне, ответ состоит в том, чтобы подняться на другой уровень.

Date: 2007-12-20 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mumzik.livejournal.com
Ты отвечаешь не на мой вопрос :) Я спрашивала о том, нравится ли тебе твоя работа, вот и все. Ответить да или нет довольно просто :)
В том, что ты написала, я прочитала следующее: я занимаюсь бесполезной работой, менять ее не хочу, поэтому наполню ее высшим смыслом. То есть вместо того, чтобы упрощать свою жизнь, ты ее усложняешь и называешь это целью.

Date: 2007-12-24 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] greenadine.livejournal.com
Оля, я сожалею, что дала повод неправильно истолковать мои слова.
Да, мне нравится то, чем я занимаюсь, я не считаю это бесполезным, но готова сменить работу, если жизнь даст понять, что настал момент.
А жизнь, наоборот, чрезвычайно упростилась. Но ты мне показала, что можно ещё проще - спасибо тебе за это :-)

Date: 2007-12-25 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mumzik.livejournal.com
Тебе спасибо за то, что мыслями делишься. Мне очент помогает для себя важные вещи сформулировать

Date: 2008-04-03 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] belaja-belka.livejournal.com
Спасибо! Ваш пост мне сегодня очень-очень помог. Думаю, жизнь может стать гораздо лучше, если работать вот так - с душой. А жж не всегда зло - иногда там пишут вот такие чудесные вещи (как перестать читать его на работе :))))

Profile

greenadine: (Default)
greenadine

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
141516 17181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 11th, 2026 10:12 am
Powered by Dreamwidth Studios